Способы определения цетанового числа

Существует множество способов определения цетанового числа дизельных топлив. Соответственно на рынке представлено огромное количество оборудования для его определения – от портативных карманных индикаторов до промышленных агрегатов, требующих сооружения отдельного фундамента.

В первую очередь, все методы можно разделить на легитимные и нелегитимные с точки зрения Технического Регламента.  
 
Согласно регламента Таможенного Союза  цетановое число определяется следующими стандартными методами: 
 
ГОСТ Р 52709-2007. «Топлива дизельные. Определение цетанового числа» (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций) 
ГОСТ 3122-67 «Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа»
ГОСТ Р ЕН 15195-2011 «Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и цетановых чисел (DCN). Сжигание в камере постоянного объема»
ИСО 5165-1998 «Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя»
СТБ ISO 5165-2002 «Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом»
 
ГОСТ Р ЕН 15195-2011 подразумевает использование установки для определения ЦТ методом измерения задержки воспламенения, остальные указанные в регламенте стандарты – тестового двигателя. 
 
ГОСТ Р ЕН 15195-2011 в составе Изменений №1 вносится в ГОСТ Р 52368-2005, то есть метод допускается для паспортизации дизельного топлива марки ЕВРО по ГОСТ Р 52368.
 
В число легитимных методов попали только те, которые являются методами прямого действия, то есть непосредственно измеряют характеристики воспламенения топлива в двигателе.
 
Нелигитимными методами являются все остальные – определяющие углеводородный состав на основе ИК-спектрометрии, хроматографии, либо анализирующие какой-либо физико-химический параметр топлива. Данные методы неприемлемы с точки зрения регламента в первую очередь по причине их нечувствительности к цетанповышающим присадкам. Современные присадки добавляются в тысячных долях процента, и при этом сдвигают ЦЧ сразу на несколько единиц.  Тем не менее, приборы, использующие эти методы, так называемые портативные экспресс-цетанометры, широко распространены благодаря тому, что стоимость такого анализатора в разы дешевле (иногда в 100 раз), чем стоимость тестового двигателя. Применение нелигитимных методов с известным ограничением оправдано в качестве экспресс-анализаторов топлив, приобретаемых предприятием для собственных нужд. К таким приборам относятся ОКТАН-ИМ (октанометр-цетанометр), SHATOX, Irox Diesel, ПЭ-7300, Petrospec,  ЦКМ-1, Zeltex и аналогичные.
 

Легитимные методы определения

 
Прямые методы в свою очередь подразделяются на два типа – испытание в тестовом двигателе и испытания на установке задержки самовоспламенения.  Оба метода доступны для паспортизации топлива.